Восход — марка советских дорожных мотоциклов, которые производились на заводе имени Дегтярёва (сокращенно – ЗиД). Эта марка мотоциклов является правопреемником серии «К-175» («Ковровец») выпускавшейся с 1957 по 1965 год. Мотоциклы получили название в честь советской космической программы орбитальных полётов на космических кораблях серии «Восход».
Восход 3М, как и его предшественники имели одноцилиндровый двухтактный двигатель с воздушным охлаждением. Объем двигателя составлял 175 см3.
Мотоцикл «Восход-3М» – это не только средство передвижения, но и символ эпохи, мечта многих молодых людей Советского Союза. Они стремились к нему, потому что не могли позволить себе дорогие импортные мотоциклы из-за их цены.
Конечно, у этой модели были свои недостатки, но она помогла многим мотоциклистам осуществить свою мечту и получить свой собственный двухколесный транспорт.
Многие мотолюбители критиковали «Восход-3М» за его простой внешний вид и сравнивали его с другими мотоциклами, такими как «Ява», «Планета» и «Юпитер». Хотя это и верно, стоит помнить, что мотоцикл «Восход-3М» был гораздо более доступным по цене, что компенсировало его внешний вид.
ЗМ нельзя назвать надежным байком, но всё это компенсировалось легкостью его ремонта, что объясняет его популярность. Было выпущено множество экземпляров, поэтому даже сейчас есть возможность найти хорошо сохранившийся экземпляр.
Хотя характеристики мотоцикла были скромными, даже для своего времени, ретротехника ценится сегодня по другим причинам.
Двигатель
Двигатель «Восхода-3М» считался весьма капризным, но в тоже время неприхотливым и выносливым, несмотря на свои особенности. Двухтактный, одноцилиндровый с воздушным охлаждением силовой агрегат был разработан еще в 60-е годы XX века. Объем двигателя составлял 175 см3, а мощность достигала 15 лошадиных сил.
Мотоцикл обладал хорошей тягой уже на низких оборотах, хотя на максимальных оборотах начинал сильно вибрировать. К сожалению, это было связано с конструкцией устаревшего двигателя. Максимальная скорость, которую он мог развить, составляла 110 км/ч.
Что касается коробки передач, то она четырехступенчатая, взята от предыдущей модели. В отличие от «минской» КПП, эта не любит неквалифицированного вмешательства. Стоит неправильно затянуть болты и так же выставить зазоры – начинаются проблемы с включением 4 передачи. А потом и весь узел выходил из строя, тем более, что молодежь решала вопрос радикально – повторными нажатиями и через силу.
Расход топлива был 4,5–5 литров на 100 километров, что меньше, чем у других моделей того времени. Объём бензобака был одинаковым у всех модификаций — 14 литров. Этого хватало, чтобы проехать 300 километров без дозаправки. Двигатель был рассчитан на АИ-76, поэтому не рекомендуется заливать высокооктановый бензин.
Трансмиссия
Для своего времени четырёхступенчатая трансмиссия с классической схемой (1–N–2–3–4) представляла собой выдающееся решение. Она практически без изменений перешла на «Восход 3М» от предыдущих моделей.
Однако эта коробка передач весьма требовательна к корректной настройке и не любит неквалифицированного вмешательства. Необходимо тщательно затягивать болты и регулировать все зазоры. В противном случае существует риск столкнуться с проблемой: передачи 2 и 4 включаются с трудом. Это может привести к поломке трансмиссии.
Ходовая часть и тормоза
Подвеска этой модели по сравнению с моделью 2М является более совершенной. Задние амортизаторы были доработаны, новые пружины стали более энергоемкие, а амортизаторы теперь получили регулировку. Спереди, как и прежде, используется обычная вилка-телескоп, перья которой закрыты резиновыми гофрами.
Подвеску нельзя назвать мягкой или энергоёмкой, но у неё есть преимущество — она неубиваема. Даже с течью масла из вилки, сельская молодёжь умудрялась продолжительное время добивать подвеску.
Тормоза, даже по меркам конкурентов 3М не впечатляли, а по современным меркам – не выдерживают ни какой критики. Барабанные тормозные механизмы на обоих колёсах работают посредственно, даже в сравнении с другими советскими мотоциклами.
Тормозной путь на сухом асфальте при скорости 60 км/ч составлял 20 метров.
Электрика
На третьем поколении «Восходов» конструкторы заменили 6-вольтовую бортовую сеть на 12-вольтовую. Точнее, на «3» стоял 7-вольтовый генератор, а на «3М» уже вся электроника была 12-вольтовой.
В мотоцикле было минимум электроники: генератор, приборная панель и светооптика. А так как мотоцикл использовался, в основном, молодежью – такого набора электрики было вполне достаточно. Минимум электрики делал мотоцикл более надежным, а если что-то выходило из строя, то могло отремонтироваться в своём гараже.
Вес мотоцикла стал меньше, чем у предыдущей модели, на 3 кг и составил 122 кг. Это дало «3М» хорошую энерговооружённость и динамику по сравнению с более тяжёлыми конкурентами.
Другие модификации немного отличались по весу, но сколько они весили, сказать сложно, потому что информации по ТТХ осталось не так много. А вот размеры были неизменными: ровно 2 метра в длину и 85 сантиметров в ширину.
Управляемость была не очень хорошей из-за архаичной конструкции. Для своего времени технические характеристики были неплохими, и «Восход-3М» не уступал другим советским байкам, которые выпускались в то же время и стоили примерно столько же.
Достоинства и недостатки
Одним из главных преимуществ любого советского мотоцикла, в том числе «Восход-3М», является его ремонтопригодность и простота конструкции. При наличии желания и необходимых навыков владелец может осуществить ремонт байка буквально в полевых условиях или в домашних мастерских.
Проблема заключается в том, что техническое обслуживание и ремонт «Восход-3М» будут требовать регулярного вмешательства, а поиск качественных комплектующих становится всё более затруднительным.
В таких условиях на помощь приходят запасы, хранящиеся в сельских сараях и гаражах. В советское время было распространено приобретение деталей впрок, и некоторые их владельцы сейчас продают свои запасы буквально за бесценок.
Из недостатков можно выделить короткие интервалы между обслуживанием, кроме этого за ним нужно постоянно следить, прислушиваться к работе двигателя. При езде на высоких оборотах ощутима вибрация, которая затрудняет обзор в зеркалах заднего вида.
Как итог
Сейчас «Восход» уже не конкурент современным мотоциклам. Но это и не нужно. Он уже стал частью истории, как и все мотоциклы времён СССР.
Кто будет гонять на «Восходе» каждый день? Сейчас полно других моделей на любой кошелёк. А вот восстановить старичка до заводского состояния и иногда выезжать на нём в хорошую погоду — это совсем другое дело.
Технические характеристики Восхода 3М
Наименование | Восход-3М |
Габаритные размеры, мм | |
– ширина | 760 |
-длина | 2000 |
-высота | 1090 |
База, мм | 1300 |
Дорожный просвет, мм | 125 |
Масса(сухая), кг | 122 |
Максимальная скорость, км/час | 110 |
Контрольный расход топлива, л/100км | 4,5 |
Двигатель | |
Тип | Двухтактный, одноцилиндровый, воздушного охлаждения |
Номинальный диаметр цилиндра, мм | 61.72 |
Ход поршня, мм | 58 |
Рабочий объем цилиндра, см3 | 173.7 |
Степень сжатия | 9.5 |
Максимальная мощность: | |
л.с. | 13.5 |
кВт | 9.9 |
при об/мин | 5800 |
Максимальный крутящий момент: | |
Нм | 15.7 |
кГс | 9.9 |
при об/мин | 5200 |
Смазка | Маслом, разведенном в топливе |
Топливо | Бензин Аи-76 или АИ-80 с маслом 25:1 |
Карбюратор | К-62В |
Охлаждение | Воздушное, потоком набегающего воздуха. |
Воздушный фильтр | Контактно-масляный, с вкладышем из полиуретанового поропласта |
Трансмиссия | |
Моторная передача | Однорядная втулочная цепь |
Передаточное число моторной передачи | 2.07 |
Задняя передача | |
Передаточное число на заднее колесо | 2.87 |
Сцепление | Многодисковое, в масляной ванне |
Коробка передач | Четырехступенчатая |
Передаточные числа коробки передач: | |
первая | 3.04 |
вторая | 1.96 |
третья | 1.48 |
четвертая | 1.0 |
Общие передаточные числа главной передачи: | |
первой | 18.456 |
второй | 11.885 |
третьей | 8.984 |
четвертой | 6.071 |
Электрооборудование | |
Генератор | 43.3701 |
Напряжение, В | 12 |
Мощность, Вт | 65 |
Система зажигания | Электронная, бесконтактная |
Бобина | 21.3705 |
Коммутатор | 261.3734 |
Свеча зажигания | А-23В |
Фара | ФГ-137Б |
Переключатель света | 17.3709 |
Переключатель указателей поворота | 17.3709 |
Задний фонарь | 201.3716010 |
Звуковой сигнал | 12.3721 |
Спидометр | 18.3802 |
Реле-прерыватель указателей поворота | 25.3737 |
Включатель сигнала торможения | ВК-853Б 13.3720 |
Ходовая часть | |
Рама | Трубчатая, сварная, одинарная |
Тип подвески | Телескопическая, обычного типа |
Ход передней вилки, мм | 160 |
Тип подвески заднего колеса | Маятниковая, с двумя амортизаторами |
Ход амортизаторов, мм | 80 |
Тип тормоза | Колодочного типа с раздельным механическим приводом на каждое колесо |
Диаметр тормозного барабана, мм | 160 |
Колеса | Спицованные, взаимозаменяемые |
Размер шин, дюйм: передних, задних | 3,25-16 или 3.50-16 |
Заправочные объемы | |
Топливный бак, л | 14 |
Коробка передач, см3 | 500 |
Передняя вилка, см3 (в каждое перо) | 125 |
Пружинно-гидравлические амортизаторы заднего колеса, см3 (в каждый амортизатор) | 72-77 |